Текущие события в мире доказывают нам, что всякие союзы существуют лишь до тех пор, пока они выгодны их участникам. Как только потери от присутствия в неком объединении начинают больно бить по карману одного или нескольких участников, те ищут любые способы поскорее отправиться в одиночное плавание.

Примеров в последние дни было сразу несколько, и все они довольно красноречивы.

На этой неделе министр по вопросам защиты окружающей среды Канады Питер Кент заявил о том, что страна использует юридическое право на выход из Киотского протокола, предусматривающего сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу. «Киотский протокол уже в прошлом для Канады», - подвел черту министр. По его мнению, этот шаг позволит сэкономить 13,6 млрд долларов, а это по 1600 долларов на каждую канадскую семью. Ситуация еще и в том, что от Киотских соглашений отказались США и Китай, страны с самым высоким уровнем выброса парниковых газов, а за протокол выступают страны, у которых эти выбросы минимальны. В результате возник «вторичный рынок парниковых газов», одни страны продавали свои квоты, другие были вынуждены их покупать. Вот такая торговля воздухом, которая с одной стороны очень напоминает торговлю производными финансовыми инструментами, а с другой, узаконенную поддержку развитыми государствами – бедные страны.

Вряд ли это случайность или совпадение – экономика Канады так же, так и многие другие, страдает от торможения процессов внутри системы своего ближайшего соседа, США, где состояние рынка труда все так же вызывает опасения, несмотря на вялый экономический рост. Естественно, что Канада старается сберечь свои деньги всеми возможными законными способами: на войне и в период кризиса это может сработать.

Примерно то же самое происходит и в еврозоне и еще шире – в Евросоюзе, от которого некоторые участники пытаются взять побольше, а отдать поменьше.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон творчески развил мысль своего предшественника лорда Генри Джона Темпл Пальмерстона, который отвечая на вопрос, тогда еще юной королевы Виктории, изрек знаменитый английский внешнеполитический принцип: «У Англии нет друзей и врагов, а есть лишь постоянные интересы». Дэвид Кэмерон парируя инициативы исходящие с континентальной части Европы заметил, что «для Британии правильно выбирать те европейские опции, которые выгодны нашему народу и сосредоточиться именно на них. Меня не пугает факт того, что порой можно и не быть вовлеченным в какой-либо процесс». Далее он совсем разоткровенничался: «Нам лучше от того, что мы не в еврозоне? Да, нам от этого лучше». Получается, что Великобритания готова пользоваться благами, которые предоставляет ей открытый рынок Евросоюза, но при этом не готова помочь ему и взять на себя какие либо ограничения.

Нельзя сказать, что позиция Великобритании столь уж удивительна – прорытый железнодорожный тоннель не способствовал изменению островной психологии. Европа по-прежнему воспринимается как материк, с территории которого исходят неприятности, будь то мировая война или финансовый кризис. Фактически этим решением была перечеркнута дальнейшая европейская интеграция и подан сигнал процессам дезинтеграции. Кроме Великобритании в числе «отказников» оказались Швеция, Венгрия и Чехия. Таким образом, на территории Европы может оказаться множество разнородных союзов, что приведет к большему усложнению управления процессами. А как известно, чем конструкция сложнее, тем она менее надежна.

Риски в том, что рейтинговые агентства уже заинтересовались европейской разобщенностью – Fitch накануне понизило прогноз по рейтингу Чехии, так как та находится в непосредственной близости от еврозоны, страдающей от долгового кризиса. Не исключено, что Великобритания с ее высшим рейтингом ААА, несмотря на все действующие меры по сокращению бюджетного дефицита и контроля за расходами, в ближайшие три-шесть месяцев окажется под пристальным вниманием рейтинговой «тройки». И если самому рейтингу сейчас ничто не угрожает, то прогноз по нему может быть ухудшен в превентивных целях.

Одновременно раздаются прогнозы того, что Евросоюз распадется в ближайшие 12 месяцев с вероятностью в 90%. Кстати, первый срок для распада – Рождественские праздники – уже через две недели, а евро пока продолжает свое сражение с мировыми валютами. И пока проигрывает, рухнув к одиннадцатимесячным минимумам в паре с USD. А если EUR/USD пробьет и 1,30, целью продаж станет 1,2870/60, что, естественно, добавит рынкам пессимизма. На графике ниже важно, что фьючерс на евро находится в среднесрочном понижательном канале, при этом ключевые средние торгуются синхронно: быстрая смотрит понижательно, медленная – понижательно, что является классическим признаком выражения нисходящего тренда.

Диаграмма

Впрочем, есть и те, кто прогнозирует реальные сражения на европейском континенте. В США обеспокоены тем, что дальнейшее развитие событий в Европе приведет к гражданским протестам, которые могут затронуть их 30 тысячный военный контингент. Да и вообще, поддержка и траты на новые операции НАТО в условиях урезанных бюджетов едва ли пройдут. Правда, США решили протянуть Греции «руку помощи» подарив 400, бывших в употреблении во время войны в Персидском заливе, танков M1A1 Abrams. Хороший подарок, если не принимать во внимание, что танки потом придется хранить, обслуживать, ремонтировать, а это уже ляжет на плечи греческих (а точнее, европейских) налогоплательщиков. Бюджет в США оказывается в выигрыше, вот такие маленькие хитрости.