О том, что все познается в сравнении, известно давно, поэтому в разговоре о состоянии дел в сфере лизинга обращение к европейскому опыту как наиболее географически и «идеологически» близкому для России неминуемо. Не секрет, что отечественный лизинг как вид деловой активности еще в процессе своего формирования привлекал опыт западных стран и в отношении структуры функционирования самого бизнеса, и в моментах законодательного оформления деятельности. И поскольку аналогии проследить достаточно просто, для выяснения специфики именно российского рынка лизинговых услуг, имеет смысл сосредоточить внимание на качественных и количественных различиях. Нужно сразу сказать, что второй тип различий увидеть невооруженным глазом достаточно просто: слишком уж очевидна разница в «весовых категориях» по объемам бизнеса, поэтому то, что аналитики именно этот пункт называют первым, вполне понятно.
Различие № 1: Объем рынка
Итак, между лизинговыми услугами в России и в странах Европы, действительно, существует несколько отличий. По словам Евгения Колесова, начальника отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг», к первому из них следует отнести именно разницу в объемах рынка. В Европе они значительно больше, чем в России.
Нужно отдать должное отечественному рынку: он весьма бурно и постоянно развивается. И региональные представители бизнеса здесь ни в чем не уступают столичным компаниям. В отличие от других сфер бизнеса именно российский рынок, даже по критериям деловой активности, фактически, «мгновенно» восстановился от финансового удара кризиса и на протяжении всего прошлого года демонстрировал экспертам внушающие оптимизм темпы наращивания оборотов. Дмитрий Якович, заместитель директора департамента стандартных кредитных продуктов Промсвязьбанка, приводит следующие цифры: по результатам ежегодного аналитического исследования российского рынка лизинга, объем нового бизнеса в 2010 году составил 730 млрд руб. Это немногим превышает 24 млрд долл. Портфель российских лизинговых компаний на 2010 год превысил отметку в 1 трлн руб., или 36,29 млрд долл. Интересен тот факт, что в региональной структуре российского рынка свыше 40% приходится на Москву. Примечательно, что вторыми «по весу» в этом году являются Санкт-Петербург и Ленинградская область (13,6%), замыкает тройку лидеров Центральный регион (исключая Москву), аккумулирующий 12% рынка.
Такое распределение лизинговых услуг явилось одним из сенсационных открытий в ходе исследования рынка за 2010 год: все предыдущие периоды наблюдений второе место в региональной структуре рынка уверенно занимал Центральный регион. «Очевидно, что объем предоставляемых в России лизинговых услуг в 2011 году будет продолжать расти, – уверен Дмитрий Якович. – По мнению многих экспертов, которое я разделяю, рынок увеличится не менее чем на 20–40%. Столь позитивный прогноз основывается на стабилизации экономики, которая способствует росту инвестиций в основные средства». Озвученные перспективы внушают уверенность в будущем лизинговых компаний в нашей стране. Однако даже при самом оптимистическом развитии событий разница в объемах между российским и европейским рынком лизинга для экспертов остается очевидной. Другое дело, что у России при таких прогнозах есть все шансы догнать или хотя бы приблизиться к оборотам европейского лизингового рынка.
Различие № 2: качество конкурентной среды
Количественное отличие западного лизинга от отечественного – очевидное, но далеко не единственное и для анализа не настолько интересное, как качественное. Многие эксперты склонны делать акцент именно на сущностных особенностях. Скажем, Денис Трынин, независимый эксперт по лизингу, полагает, что основное отличие западного рынка лизинга от российского заключается в его конкурентоспособности. Сильная конкурентная среда делает рынок прозрачным и стабильным, потому что исключаются возможности широко манипулировать ценовым предложением, скрытыми комиссиями и прочими вещами. «На Западе различие ценовых предложений между лизинговыми компаниями составляет десятые доли процента, а в России разброс может достигать нескольких процентов», – приводит пример эксперт.
Опять же справедливости ради нужно сказать, что с каждым отчетным периодом, даже кварталом, конкурентная борьба в России усиливается: такова реальность динамично развивающейся сферы бизнеса. И, если исходить из прогнозов на текущий год, в ближайшее время эта тенденция сохранится. «Конкуренция за качественных лизингополучателей усилилась, – констатирует Владимир Наймарк, коммерческий директор ГК «Балтийский лизинг». – Это привело к тому, что ставки сегодня приблизились к докризисному уровню, а в некоторых случаях упали ниже. Реализуются отложенные в кризис проекты, но к запуску новых бизнес все еще относится с осторожностью». И все же до европейского уровня «прозрачности» российскому бизнесу пока далеко.
Различие № 3: развитие вторичного рынка и, как следствие, оперативного лизинга
Если говорить о степени присутствия на рынке различных видов лизинга, то в России акцентирована доминанта финансового лизинга, в то время как в Европе основную долю занимает оперативный лизинг. Денис Трынин видит причину такого положения дел в том, что за рубежом существенное развитие вторичного рынка практически по всем типам лизингового имущества делает возможным использование широкого спектра более сложных лизинговых инструментов, в том числе и оперативного лизинга.
Различие № 4: накопленный опыт и уровень оценки рисков
Причины того, что существующие риски проведения лизинговых операций по-разному оцениваются у нас и на Западе, не ограничиваются разницей в подходах к процедурам расчетов как таковым. На самом деле речь здесь идет о возможности опираться на весь сложившийся к настоящему моменту опыт деятельности. Так, Денис Трынин уверен, что именно накопленная история позволяет европейским компаниям строить математические модели с правильным учетом всех видов рисков, что практически невозможно в российских условиях, так как не существует даже базовых рейтингов приличной достоверности, не говоря уже об отраслевых рисках и прочем.
Здесь также нужно иметь в виду, что даже отсутствие четких математических моделей оценки риск
в отчасти положительно влияет на развитие лизинга в нашей стране. «Уже сегодня, стремясь расширить свою клиентскую базу, многие лизингодатели, в том числе «Открытая лизинговая компания», задумываются о смягчении параметров оценки рисков, – говорит Дмитрий Якович. – С одной стороны, существующие сегодня в риск-менеджменте критерии (размер аванса, требования к бизнесу клиента) оптимальны для снижения риска возникновения критических ситуаций по проводимым сделкам, а с другой стороны, в сложившихся условиях количество лизингополучателей, соответствующих заданным критериям, ограничено». В общем, отношение среди специалистов к возможностям оценки рисков в нашей стране неоднозначное, это нужно учитывать. Другое дело, что факт остается фактом: европейские математические модели позволяют адекватно просчитать высоковероятные потери, а российские – пока нет.
В заключение нашего сравнения следует сказать, что к выявленным различиям даже сами эксперты склонны относиться по-разному. Разумнее всего не давать оценок в рамках «плохо» или «хорошо», а рассматривать ситуацию с точки зрения того, содействует сложившееся положение дел развитию отрасли или нет. Судя по результатам, которые показывает российский лизинговый бизнес, опираясь на весьма оптимистичные прогнозы, которые дают аналитики на этот год, можно смело сказать, что сегодня у российского лизинга все хорошо и дальше будет только лучше.
По словам Дмитрия Яковича, в России в течение 2011 года от компаний, работающих в данной отрасли, следует ожидать расширения географии присутствия, повышения качества и скорости предоставления лизинговых услуг, совершенствования технологий продаж и внутренних бизнес-процессов, реализации модернизационных, инновационных и сложноструктурированных проектов. А это значит, что различия между европейским и российским лизингом, скорее подчеркивают специфику функционирования этой отрасли в нашей стране, чем говорят о недостатках.