Одной из ключевых экономических тенденций этого года может стать усиление конкуренции в сфере кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ). Необходимость поддержки малого предпринимательства прекрасно осознается на государственном уровне. Например, в программной статье президента РФ Владимира Путина, написанной им еще в период, когда он возглавлял правительство РФ, приоритетной задачей в развитии было названо именно увеличение малого предпринимательства на 50%. Прямым подтверждением реализации стратегических политических инициатив является большое количество программ госбанков в сегменте МСБ. Так, у Сбербанка есть программа кредитования малого предпринимательства, работающего по схеме франчайзинга, «Бизнес-старт», у МСП-банка, принадлежащего группе Внешэкономбанка, есть целый комплекс продуктов для кредитования малых предприятий и т. д. Частные банки также активно включились в конкуренцию за долю в сегменте, сделав упор на маневренность и расширенные возможности банковского обслуживания.

Разнонаправленные тенденции

Для привлечения к сотрудничеству юридических лиц предоставления только специальных условий по кредитам в настоящее время недостаточно. Да и некоторые представители экспертного сообщества предполагают, что само кредитование МСБ может замедлиться в текущем году по объективным макроэкономическим причинам. Например, Анатолий Аксаков, депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков «Россия», на конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса», прошедшей 12 апреля 2012 г. в Москве, напомнил, что Минэкономразвития прогнозирует снижение темпов роста ВВП страны, который в этом году, по прогнозам, будет менее 3,5%. Мировые финансовые движения в этом году не будут работать на увеличение кредитования внутри государства. При этом Центральный банк Российской Федерации ужесточает меры в отношении деятельности кредитных организаций. Например, в инструкции ЦБРФ от 16.01.2004 г. №110-И предъявляются довольно жесткие требования к тем кредитам, которые предоставлены непрозрачным организациям, а к ним в нашей стране чаще всего относятся именно малые предприятия. «Очевидно, что эта мера должна сказаться отрицательно на темпах кредитования», - заключил эксперт.

Не кредитованием единым

Привлечение малого бизнеса к сотрудничеству с банками, как хорошо известно, кредитованием не исчерпывается. Частные банки готовы конкурировать с гигантами рынка не только по ставкам годовых процентов за обслуживание займов, но и на ниве расчетно-кассового обслуживания (РКО). Скажем, в этом году АКБ «Инвестбанк» (ОАО) объявил о начале акции «Надежное партнерство», проводимой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На время действия акции – а она будет идти все лето – отдельные услуги в рамках РКО будут бесплатными. В филиалах  АКБ «Инвестбанка» (ОАО), расположенных в многочисленных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Калининград, Воронеж, Самара и другие), она проводится с 1 июня  по 31 августа 2012 года включительно. Специальные условия сотрудничества в период проведения акции разработаны как для уже обслуживающихся, так и для потенциальных клиентов банка – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В зависимости от региона расположения для новых клиентов в перечень услуг, за которые банком не взимается комиссия, могут входить: открытие расчетного счета, его ежемесячное ведение, удостоверение карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверение копий с оригиналов документов клиента при открытии счета, подключение к системе «Интернет Банк-Клиент», а также получение АКБ «Инвестбанк» (ОАО) сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с сайта ФНС России в сети Интернет. «Программа “Надежное партнерство” – это переход на более клиентоориентированную работу, – отмечает Старший Вице-президент, Руководитель Корпоративного блока АКБ «Инвестбанк» (ОАО) Дмитрий Халенев. - Для новых клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса мы предлагаем на входе бесплатный пакет для обслуживания. При этом предлагаем обслуживаться клиенту в 90 точках продаж продуктов банка, а это вся Россия». АКБ «Инвестбанк» (ОАО) на сегодняшний момент можно рассматривать как классический пример крупного банка, входящего в топ-100 и оснащенного широкой филиальной сетью. На обслуживании в этой кредитной организации находится порядка 125 тыс. российских граждан и порядка 25 тыс. предприятий и организаций, которые в основном являются клиентами банка на предмет размещения свободных ресурсов.

Наряду со стандартным кредитованием, которое успешно внедрено и реализуется в банке, существует программа микрофинансирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Речь идет о заемщиках с лимитом до 30 млн рублей. Это достаточно широкий спектр юридических лиц, при этом банк предлагает более чем рыночную ставку – порядка 15% годовых для данного сегмента. Основной упор кредитная организация делает именно на быстроту принятия решений и точный анализ существующих потенциальных заемщиков. Общий срок рассмотрения заявок по данным сделкам в АКБ «Инвестбанк» (ОАО) не превышает 5 дней.

Деньги вперед

Для своей целевой аудитории – малого бизнеса – банк предлагает и несколько новых сберегательных продуктов. В первую очередь речь идет о депозитах и продуктах, связанных с комиссионным обслуживанием. «Если говорить про депозитные продукты, мы предлагаем относительно новый вклад на рынке, который на сегодняшний момент достаточно востребован, но в основном продается как услуга для физических лиц, – рассказывал в программе “Слушание по делу” радиостанции “Коммерсантъ FM” Дмитрий Халенев. – Мы говорим о новом вкладе “Проценты вперед”, когда в рамках размещенных ресурсов на разные сроки, начиная от 60 дней до года, в различных валютах (рубли, доллары и евро) мы предлагаем фиксированные процентные ставки на фиксированные сроки с выплатой процентов вперед по данным вкладам». Говоря коротко, клиент – потенциальный партнер банка, приходя в банк, при размещении средств получает процент сразу по факту их размещения.

Анализируя приведенные факты, можно сделать вывод, что сегодня частные банки настроены на жесткую конкуренцию с крупными игроками в сегменте малого предпринимательства. Чутко реагируя на запросы этого бизнес-сообщества, они продвигают свои продукты комплексного обслуживания, учитывая специфику работы в регионах. И, действительно, выиграть в борьбе за долю рынка у госбанков смогут сегодня только те кредитные организации, которые выработали правильные стратегии своего продвижения и настроены на долгосрочное сотрудничество с предпринимателями.