Обсуждение темы Греции на рынке похоже на гадание на ромашке – а будет ли дефолт, а если будет, то когда и как именно он пройдет? А если не будет, то во сколько это геройство обойдется частному капиталу? Тем более, что в марте Афины должны расплатиться по обязательствам, которые составят порядка 14 млрд евро. Очевидно, что без очередного пакета финансовой помощи стране не удастся погасить данные займы.

С экономической точки зрения дефолт Греции уже стал фактом и сейчас лишь идет вопрос о его либо переходе в юридическую плоскость либо прикрытие этого неприглядного факта реструктуризацией. Скорее всего ситуация пойдет по второму варианту и стороны все-таки договорятся о реструктуризации. Вот только не все согласны с такой постановкой вопроса. С одной стороны, ЕЦБ встал в стороне от этого процесса – ранее выкупленные у европейских банков греческие гособлигации он согласен обменивать на новые только из расчета один к одному, то есть отказываясь принимать убытки и дисконтировать существующий долг. Для всех же остальных, частных держателей греческих госбумаг предлагается списать до 70% от суммы долга, переоформив их в новых облигации. Второй камень преткновения – доходность будущих евробондов. Греки настаивают на доходности не выше 3,5% годовых, ссылаясь иначе на невозможность сократить уровень госдолга до заданных ЕС величин в будущем. А частные инвесторы согласны не менее чем на 4,5%. Так что переговоры о реструктуризации греческих долгов идут крайне сложно и даже они завершатся успешно – Греция не объявит дефолт - в любом случае неприятный осадок останется.

Что касается последствий греческого дефолта или не-дефолта для европейской и мировой экономики, то самый главный факт – это первый случай экономического банкротства развитой страны в новом тысячелетии. Соответственно инвесторы будут еще более внимательно оценивать риски всех заемщиков – от государств, до корпораций и физических лиц. Второй факт – в результате трудной борьбы европейских властей за сохранение еврозоны и евро неизбежна бюджетная консолидация, которая уже охладила экономики европейских стран – Великобритания, Италия и Испания наверняка войдут во вторую волну рецессии вслед за Грецией и Португалией, так и не вышедшими из первой волны. Балансируют на грани спада крупнейшие экономики еврозоны – Франция и Германия. Сокращение бюджетных расходов ведет не только к застою в экономике, но и спаду деловой и потребительской активности. А чем меньше денег у простых людей, тем больше шансов на новые проявления политического недвольства. Не зря на очередном всемирном экономическом форуме, который проходит в настоящее время в Давосе все чаще слышатся заявления о кризисе капитализма. Так что еще одно неизбежное последствие «греческой трагедии» - социально-политические изменения в Европе. Простые люди ощущают на себе трудности с поиском работы (особенно молодые), заморозки зарплат и рост цен, а пенсионеры боятся за свои пенсионные накопления.

К счастью для Европы и мировой экономики на помощь европейским банкам (а следовательно и государствам) пришел ЕЦБ. Он сейчас включил печатный станок на полную мощь и вряд ли допустит краха финансовой системы. Так что худшую точку в долговом кризисе еврозоны мы, похоже, пройдем не позднее марта (а скорее всего ситуация разрешится до третьей декады февраля), когда закроется вопрос о реструктуризации греческих долгов.